Меню Содержимое

Бергама

Руины Прегамы у деревни Бергама

Бергама, сохранившая облик типичной турецкой деревни, тем не менее проникнута духом современности. Ее известность и популярность среди туристов объясняются тем, что поблизости от нее лежат руины Пергама (по-гречески: Pergamon), одного из самых знаменитых городов античного мира.

Этот мертвый город раскинулся в плодородной долине, омываемой водами рек Бергама Каик (древний Селинус), а также Кестель и Бакир.

Первые исторические сведения о Пергаме относятся к IV веку до н.э., однако есть основания полагать, что он имеет более древние истоки. Находки, обнаруженные во время раскопок и датируемые каменным веком, служат доказательством обитания здесь человека. История города, который стал одним из главных центров эллинской цивилизации, начинается в момент распада Персидского царства, после смерти Александра Великого. Лисимах, один из полководцев Александра, получивший в результате раздела западную часть Анатолии, выбрал для хранения своих несметных сокровищ обрывистую неприступную скалу, где впоследствии был построен Пергам. После смерти Лисимаха одному из его верных друзей по имени Филетер удалось уберечь и сокровища, и город от захватнических поползновений Антиоха I. Эвмен I, внук Филетера, объявил Пергамское царство независимым (III в. до н.э.). При его преемниках, особенно при Эвмене II, Пергам достиг небывалого расцвета в развитии экономики, науки, искусства и культуры. В 133 году до н.э. после смерти последнего царя Аттала III, вследствие отсутствия у него наследников, Пергамское царство было приобретено Римским сенатом, которому удалось воспользоваться плодами издавна сложившихся связей и заключенных соглашений. Под властью Рима город обрел новое дыхание - были построены великолепные здания и бережно восстановлены памятники прошлого. Постепенное угасание Пергама происходило одновременно с угасанием императорского Рима. После того как Пергам стал резиденцией христианских епископов, византийцы окружили его новыми укреплениями. Для постройки стен они использовали плиты с рельефами от эллинских и римских построек. В 716 году Пергам стал добычей арабских завоевателей, а в первой половине XIV века им овладели турки. Археологические раскопки Пергама начинаются со 2-й половины XIX века, когда К. Гуман, А. Конце и Р. Бон обнаруживают верхний пласт города. Между 1900 и 1913 гг. В. Дёрпфельд, Г.Гепдинг и П. Шатцман открывают нижние слои. Между 1927 и 1936 гг. Т. Виганд задается целью идентифицировать несколько знаменитых сооружений прошлого. Н

аиболее поздние по времени раскопки относятся к 1957 году, когда Е. Бёрингер сделал блестящие открытия. Исследования, проводимые в настоящее время, дадут возможность полностью восстановить то, что сохранилось от бесценных памятников прошлого. На всем пространстве Акрополя, лежащего на самой вершине холма, были обнаружены развалины целого ряда частных домов, гражданских построек и храмов. Здесь была расположена знаменитая Библиотека, построенная в эпоху правления Эвмена II (II в. до н.э.), которая завоевала всемирную известность благодаря хранившимся в ней драгоценным пергаментным свиткам (более 200 000). Она была соперницей не менее знаменитой Александрийской библиотеки. Известно, что Марк Антоний подарил Клеопатре богатейшую библиотеку Пергама, однако бесценные рукописи погибли -во время пожара в Египте. Входящих в Библиотеку встречала статуя Афины, находящаяся в наши дни в Пергамон-музее Берлина. На террасе, которая поднимается над развалинами Библиотеки, высятся руины Храма Траяна, построенного между 117 и 118 гг. н.э. Это культовое сооружение в честь императора, причисленного к сонму богов. Храм - коринфского стиля, с шестью колоннами по коротким сторонам и девятью - по длинным. Здесь были найдены две статуи: одна - императора Траяна, другая - его преемника Адриана, при котором было завершено строительство храма. Во время раскопок были также обнаружены руины другого грандиозного храма - Храма Афины. Пропилеи - парадный вход в храм - были детально реконструированы и выставлены на обозрение публики в Берлинском музее, где можно видеть во всем великолепии портик храма с изящной, легкой двойной колоннадой. Этот храм, первоначально украшенный барельефами, был построен в III веке до н.э. в дорическом стиле. Прямоугольник храма имел по шесть колонн по коротким сторонам и по десять - по длинным.

Расположенный поблизости Театр датируется несомненно эпохой эллинизма, точнее правлением Эв-мена II (II в. до н.э.). Однако некоторые историки склонны относить его к IV веку до н.э. Это воплощение безграничной мощи человеческого гения, один из прекраснейших монументальных памятников античности. "Кавеа", низвергающаяся, как лавина, с крутого холма, разделена в верхней части на шесть, а в нижней - на семь секторов, способных вместить 10 000 зрителей. Акустические характеристики театра превосходны. Недалеко от театра находится Храм Диониса, воздвигнутый во II веке до н.э. и отреставрированный Каракаллой в эпоху императорского Рима после пожара, разрушившего первоначальную постройку.

Из других, заслуживающих внимания сооружений Акрополя следует упомянуть руины огромного мраморного Алтаря Зевса. Он был воздвигнут при Эвме-не II в честь победы над галатами (II в. до н.э.). Остатки алтаря были перевезены в Берлин и там тщательно реконструированы. Сегодня во всей своей блестящей красоте алтарь предстает перед зрителями Пергамон-музея. Вместе с алтарем в Берлин был перевезен монументальный фриз с эпизодами из Гигантомахии. Рельефы фриза являются одними из лучших скульптурных шедевров Пергама. В окрестностях можно видеть руины еще одного эллинского храма, посвященного культу Геры и построенного при Аттале I, между III и II вв. до н.э. На фрагментах храма нетрудно обнаружить следы реставрации, осуществленной римлянами. Среди других сооружений, окружающих холм Акрополя, угадываются здания гимнасия и терм. У подножия замкового холма - там, где протекает река Бергама Каик, высятся мощные руины Красного двора, или Красной базилики. Вначале это был храм, построенный при Адриане и посвященный, по крайней мере первоначально, культу Серапиеа (II в. н.э.). Необычное название храма объясняется интенсивным красным цветом его кирпичных стен. В византийскую эпоху храм был переделан в базилику. Две подземные галереи служили для протока вод древнего Селинуса. В отдалении угадываются очертания римского моста на трех арках.

Священная дорога, некогда окаймленная колоннами, ведет к руинам Асклепиона, безусловно самого знаменитого храма Пергама. Он существовал здесь еще до прихода римлян и был посвящен культу Эскулапа - бога-врачевателя. Из огромного ансамбля прошлого, который был одновременно культовым местом и лечебницей, сохранились развалины Пропилеи - входных ворот, возведенных во II веке н.э., несколько поднятых из руин колонн, развалины библиотеки и круглого храма, увенчанного в древности куполом, а также отдельные фрагменты терм. Театр мог вместить до 3500 зрителей. В наши дни в летнее время театр используется для показа спектаклей.

 
« Пред.   След. »

Краткие новости